Нейробиологи из Швеции разработали пластик, который в ответ на электрические импульсы выделяет те же вещества, что и нервные клетки во время передачи сигналов. Новое изобретение позволит в будущем возвращать слух и создавать более совершенные протезы.
В своей работе исследователи из Университета Линчёпинга, Каролинского института и Центра органической электроники проверяли возможность создания материала, который бы передавал сигнал клеткам мозга не при помощи электрического импульса, а так, как это делают другие нервные клетки, – выделяя химические вещества.
                    
                  
               
Химический мозг
Замена электрического сигнала на химический на практике означала  большую избирательность: если электрический ток действует на все  клетки, то нейромедиатор – специфическое для нейронов вещество –  раздражает только клетки с особыми рецепторами. Мозг использует  множество разных нейромедиаторов, что и обеспечивает точность передачи  сигнала: его принимают только те, кому он предназначен. При вживлении  искусственных органов чувств медики, например, должны позаботиться и об  избирательности поступления соответствующих сигналов.
Более того, нарушение баланса нейромедиаторов приводит к тому, что  какие-то сигналы передаются лучше, а какие-то – хуже. Если у пациента  начинают гибнуть клетки, производящие нейромедиатор дофамин, то  страдают нейронные сети, обеспечивающие в том числе и координацию  движений: конечности начинают мелко дрожать, а выполнение элементарных  движений затрудняется, развивается болезнь Паркинсона. А если дофамина  вдруг оказывается слишком много, симптомы отчасти напоминают  шизофрению. Нехватка серотонина наблюдается при депрессии, а действие  всех психоактивных веществ, от этилового спирта до LSD, также связано с  изменениями химического взаимодействия между клетками.
От подбора пластика до слуховых аппаратов
На пути к пластиковым нейронам-электродам, которые бы давали такой же  сигнал, как и настоящие нервные клетки, ученым пришлось решить  несколько проблем. Во-первых, сам пластик должен был быть совместим с  организмом и не вызывать отторжения, а тем более быть токсичным.  Во-вторых, он должен был выделять нейромедиатор при подведении  электрического напряжения, но при этом напряжение само по себе не  должно было стимулировать соседние клетки. В-третьих, выделение должно  было быть достаточно контролируемым.
Все эти проблемы ученым оказались под силу (их опыт подробно описан в  журнале Nature Materials), и новые электроды вживили в мозг подопытных  морских свинок, где они успешно меняли слуховой порог животных. Если  общий размер установки удастся уменьшить, то можно будет говорить и о  возможности вживления в область внутреннего уха устройств и для глухих  людей.
Сейчас развитию вживляемых устройств мешает в том числе низкая  избирательность при передаче сигнала: электрический импульс раздражает  не только целевые нервные клетки, но их соседей. Технология  пластикового нейрона позволит создать электроды, которые подобны  настоящим нейронам и обеспечивают сопоставимую точность передачи  сигнала.
Впрочем, сообщается в пресс-релизе Каролинского института, создание  более совершенной вживляемой электроники для восстановления утраченных  функций не исчерпывается областью потенциального применения нового  изобретения. Оно может помочь везде, где дисбаланс нейромедиаторов  неустраним лекарственными средствами и приводит к серьезным  последствиям. Эпилепсия и уже упоминавшая выше болезнь Паркинсона –  болезни, для лечения которых в первоочередном порядке возможно  применение пластиковых нейронов.